Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя OXPAHA-sxs-grup-2009: sxsgrup2009.www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 188531 зарегистрирован более 1 года назад

OXPAHA-sxs-grup-2009

(Имя скрыто) (Отч. скрыто) (Фам. скрыта)
популярность:
109796 место -28↓
рейтинг 1 ?
Портрет заполнен на 68%

    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 0

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
Блог   >  

Ответственность за небрежное хране...

  09.03.2010 в 11:02   233  

Ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия: анализ действующего законодательства.

Л. СИВЦОВА, адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов, аспирант Московской академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы.

В действующем Уголовном кодексе существует единственная статья, предусматривающая уголовную ответственность за небрежное хранение оружия, и то только огнестрельного, - ст. 224 УК РФ. Рассмотрим ее подробнее.

Исходя из названия статьи, можно сделать вывод, что в законном обороте на территории Российской Федерации находится только огнестрельное оружие, а ответственность за небрежное хранение иного оружия, если таковое имеется, законом не предусмотрена.

В соответствии с ФЗ "Об оружии" от 13.12.1996 в законном обороте на территории Российской Федерации помимо огнестрельного оружия находится ствольное газовое оружие, холодное клинковое оружие, метательное оружие, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, иные виды оружия, а также патроны к ствольному оружию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" предусмотрено коллекционирование оружия и патронов, а п. 59 Постановления предписывает, где граждане Российской Федерации должны хранить оружие и патроны, при этом нет исключения по типу оружия или патронов.

Теоретически можно предположить, что наступление последствий, предусматривающих уголовную ответственность по ст. 224 УК РФ, может произойти и от небрежно хранящегося любого из перечисленных выше типов оружия. Наступление таких последствий зависит от индивидуальных особенностей человека, а именно: состояния здоровья, возраста и многого другого.

Целесообразнее, по нашему мнению, было бы озаглавить ст. 224 УК РФ следующим образом - "Небрежное хранение оружия и патронов".

В действующей редакции применительно к ст. 224 УК РФ состав преступления содержит следующие основные части.

Объектом преступления является общественная безопасность, жизнь, здоровье человека.

Объективная сторона выражается в небрежном хранении огнестрельного оружия, в нарушении предписывающих правил хранения, создавших условия для его использования другим лицом.

В соответствии со ст. 22 ФЗ "Об оружии" предписывается хранить гражданское и служебное оружие в условиях, исключающих доступ к нему посторонних лиц, при этом необходимо обеспечить сохранность оружия, а также безопасность его хранения.

Правила хранения оружия и патронов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Для юридических и физических лиц, граждан Российской Федерации, такие правила установлены и утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации". Эти правила предписывают: для юридических лиц - хранить оружие и патроны в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и другими средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах; для физических лиц - граждан Российской Федерации - по месту их проживания, с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность оружия, исключающих доступ к нему посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах либо металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов или в деревянных ящиках, обитых железом.

Однако для иностранных граждан правила хранения оружия не разработаны. Им лишь предписывается хранить приобретенное оружие не более пяти дней, исключающих доступ к нему посторонних лиц. В связи с этим применение на практике к иностранным гражданам ст. 224 УК РФ будет затруднительно.

Данное деяние наказуемо при наступлении тяжких последствий. При квалификации преступления необходимо установить причинно-следственную связь между нарушением правил хранения, использованием оружия другим лицом (не владельцем оружия) и причинением вреда иному лицу, повлекшими за собой наступление тяжких последствий. В противном случае уголовная ответственность не наступает.

На наш взгляд, представляется целесообразным изменить диспозицию ст. 224 УК РФ, исключив оценочное понятие "тяжкие последствия", заменив на "причинение вреда средней тяжести или тяжкого вреда здоровью".

Неотъемлемой часть огнестрельного оружия являются патроны к нему, так как они унифицированы и могут подойти к другим маркам огнестрельного оружия. Поэтому предлагается ввести в диспозицию ст. 224 УК РФ ответственность за небрежное хранение патронов к огнестрельному оружию.

Таким образом, редакция диспозиции ст. 224 УК РФ будет выглядеть следующим образом: "Небрежное хранение оружия и/или патронов, создавшее условия для использования их другим лицом, если это повлекло причинение вреда средней тяжести или тяжкого вреда здоровью".

Среди ученых в определении субъекта данного состава преступления встречаются разногласия.

Так, по мнению А.В. Наумова, "субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет" <*>.

--------------------------------

<*> Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М.: Юрист, 1997. 262 с.

Т.А. Лесниевски-Костарева считает любое частное лицо, вменяемое и достигшее 16-летнего возраста, правомерно владеющим оружием <*>.

--------------------------------

<*> Уголовное право. Словарь-справочник. М.: Издательская группа "Норма-Инфра", 2000. 432 с.

В.Д. Иванов определил субъектом преступления лиц, достигших 18-летнего возраста, "поскольку согласно ст. 13 Закона "Об оружии" правомерно владеть оружием могут только граждане не моложе 18 лет, и лишь владельцами огнестрельного охотничьего гладкоствольного оружия могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста" <*>.

--------------------------------

<*> Уголовное законодательство Российской Федерации. Том 3. Часть Особенная. Ростов-на-Дону: Издательско-коммерческий центр "Булат", 1997. 240 с.

С.В. Калинин и С.Е. Образцов считают, что субъектом данного преступления является лицо, достигшее 18 лет.

Такое разнообразие мнений обусловлено прежде всего несогласованностью норм права.

Уголовный кодекс РФ устанавливает возраст, при достижении которого несовершеннолетний может быть привлечен к уголовной ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 20 УК РФ этот возраст наступает в 16 лет.

Ст. 224 УК РФ предусматривает ответственность за небрежное хранение оружия, а это значит, что физическое лицо должно владеть этим оружием правомерно. В противном случае уголовная ответственность наступает по ст. 222 УК РФ.

Ст. 13 ФЗ "Об оружии" определяет возраст, с которого появляется право на приобретение лицензия на оружие самообороны, спортивного и охотничьего оружия и так далее. Этим правом обладают граждане, достигшие 18-летнего возраста. По достижении 18 лет они приобретают в соответствии со ст. 60 Конституции Российской Федерации полную дееспособность, а это значит, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

В то же время существуют ограничения по возрастному цензу полностью дееспособных граждан. Например, в ст. 97 Конституции Российской Федерации говорится о том, что "депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах".

Ч. 2 ст. 13 ФЗ "Об оружии" содержит также указание на то, что возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации могут получить разрешение на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, может быть снижен не более чем на два года законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Исходя из смысла данной статьи можно сделать вывод о том, что законно иметь охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие можно с наступлением 16-летнего возраста.

Как показывает практика, некоторые субъекты Российской Федерации применяют по-разному данную норму на практике.

В Чукотском автономном округе действует Закон "О государственном регулировании развития морского зверобойного промысла в Чукотском автономном округе" от 09.02.1999 N 09-ОЗ, согласно которому граждане Российской Федерации, достигшие 16-летнего возраста, могут получить разрешение на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия в органах внутренних дел по месту жительства.

Законом Эвенкийского автономного округа "О праве на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия на территории Эвенкийского автономного округа" от 09.01.1998 предусмотрено также получение разрешения на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия гражданам Российской Федерации, достигшим 16-летнего возраста.

В обоих случаях речь идет о гражданах, не обладающих полной дееспособностью.

В соответствии с Законом Самарской области "Об охоте и охотничьем хозяйстве в Самарской области" от 07.04.2000 N 12-ГД правом на охоту с охотничьим огнестрельным оружием обладают граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, 16-летние обладают правом на безружейную охоту, с охотничьими собаками, ловчими птицами.

Рассмотренные примеры показали, что в разных случаях и субъекты преступления применительно к ст. 224 УК РФ будут различными.

Из анализа данных Законов можно сделать вывод, что в случае снижения возраста законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации субъектом преступления будет являться физическое лицо, правомерно владеющее охотничьим огнестрельным гладкоствольным оружием. Иное оружие им не может быть приобретено в силу ФЗ "Об оружии".

Если снижения возраста не произошло, то субъектом преступления будет являться физическое лицо, правомерно владеющее огнестрельным оружием, так как с 18-летнего возраста в силу ряда статей ФЗ "Об оружии" можно приобретать не только охотничье гладкоствольное оружие, но и иные не запрещенные к обороту на территории Российской Федерации виды оружия.

К субъектам преступления можно отнести и эмансипированных несовершеннолетних. Согласно ст. 27 ГК РФ при соблюдении ряда условий несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным. Это значит, что эмансипированные несовершеннолетние имеют права и несут обязанности точно так же, как и 18-летние: они самостоятельно заключают разного рода гражданско-правовые сделки, отвечают по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, и многое другое.

В данной статье не содержится нормы, запрещающей осуществлять гражданско-правовые сделки в соответствии с иными федеральными законами, ограничивающими возрастной ценз на совершение гражданско-правовых сделок. Теоретически это означает разрешение на приобретение оружия.

ФЗ "Об оружии" не содержит даже упоминания об эмансипированных несовершеннолетних, обладающих полной дееспособностью.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 говорится, что несовершеннолетний, объявленный в соответствии со статьей 27 ГК РФ эмансипированным, обладает правами и несет обязанности, за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз (например, статья 13 Закона Российской Федерации "Об оружии"). Далее в Постановлении говорится о том, что ограничение прав и свобод допустимо (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

При ссылке на ст. 13 ФЗ "Об оружии" наверное, имелось в виду, что возрастной ценз для приобретения оружия составляет 18 лет. В данном возрасте наступает полная дееспособность.

Однако тем же Законом предоставлено право на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия несовершеннолетним, достигшим 16 лет. В данном случае речь идет о несовершеннолетних, не обладающих полной дееспособностью.

Ограничивая эмансипированных несовершеннолетних в реализации своих законных прав при приобретении оружия, законодатель разрешает неэмансипированным несовершеннолетним, не обладающим полной дееспособностью, приобретать огнестрельное оружие.

Действующий в настоящее время Гражданский кодекс устанавливает разный объем дееспособности граждан, не достигших 18-летнего возраста. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет приводится в ст. 26 ГК РФ. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно могут:

- распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

- осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

- в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

- совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

Нормы данной статьи расширительному толкованию не подлежат.

Как видно из анализа данной статьи, в ней не содержится разрешительных норм, предусматривающих приобретение оружия несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, не обладающими полной дееспособностью.

Вопрос, безусловно, является спорным. Давать или не давать в руки несовершеннолетним оружие?

Если законодатель пришел к выводу, что необходимость приобретения оружия несовершеннолетними связана с охотой как источником средств к существованию тогда необходимо дополнить ст. 26 ГК РФ: "По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе приобретать оружие в соответствии с Законом об оружии".

В остальных случаях приобретение оружия преждевременно.

В возрасте с 14 до 18 лет подростки пытаются утвердиться в обществе. Однако их психика подвержена разного рода изменениям в связи с их восприятием социально-экономической жизни общества, что, в свою очередь, связано с их возрастными особенностями. Система ценностей еще не успела сформироваться.

В связи с этим хотелось бы привести статистику ГИЦ МВД РФ по состоянию на 01.01.2001 в отношении несовершеннолетних по России.

По данным МВД РФ, состоит на учете на конец отчетного 2000 года несовершеннолетних с 14 до 15 лет - 134260 человек, а с 16 до 17 лет - 187915 человек. Доставлено несовершеннолетних в ОВД за совершение правонарушений в отчетном периоде с 14 до 15 лет - 377150 человек, а с 16 до 17 лет - 485386 человек.

Данные статистики говорят нам о том, что количество правонарушений в возрасте 16 - 17 лет не уменьшается, а, наоборот, увеличивается.

Субъективная сторона характеризуется неосторожностью. Преступление по неосторожности может быть совершено по легкомыслию или небрежности.

Легкомыслие субъекта преступления выражается в том, что лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих действий. Это значит, что, нарушая правила хранения оружия, субъект преступления предвидит возможность использования оружия иными лицами и наступления тяжких последствий, однако рассчитывает, причем безосновательно, на предотвращение данных последствий.

Небрежность лица выражается в том, что оно не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(принята всенародным голосованием 12.12.1993)

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"

от 30.11.1994 N 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.12.1996 N 150-ФЗ

"ОБ ОРУЖИИ"

(принят ГД ФС РФ 13.11.1996)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.07.1998 N 814

"О МЕРАХ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО И СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ

И ПАТРОНОВ К НЕМУ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(вместе с "ПРАВИЛАМИ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО И СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ И

ПАТРОНОВ К НЕМУ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ",

"ПОЛОЖЕНИЕМ О ВЕДЕНИИ И ИЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА

ГРАЖДАНСКОГО И СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ И ПАТРОНОВ К НЕМУ")

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8

от 01.07.1996

"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЧАСТИ ПЕРВОЙ

ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ЗАКОН Эвенкийского автономного округа от 09.01.1998

"О ПРАВЕ НА ХРАНЕНИЕ ИЛИ ХРАНЕНИЕ И НОШЕНИЕ ОХОТНИЧЬЕГО

ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ГЛАДКОСТВОЛЬНОГО ОРУЖИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЭВЕНКИЙСКОГО

АВТОНОМНОГО ОКРУГА"

ЗАКОН Чукотского автономного округа от 09.02.1999 N 09-ОЗ

"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ МОРСКОГО ЗВЕРОБОЙНОГО

ПРОМЫСЛА В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ"

(принят Думой Чукотского автономного округа 03.02.1999)

ЗАКОН Самарской области от 07.04.2000 N 12-ГД

"ОБ ОХОТЕ И ОХОТНИЧЬЕМ ХОЗЯЙСТВЕ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"

(принят Самарской Губернской Думой 25.01.2000)

Российский следователь, N 9, 2003


ООО ЧОП Приволжский Центр Охраны СХСгруп 8-951-917-02-02