Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя OXPAHA-sxs-grup-2009: sxsgrup2009.www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 188531 зарегистрирован более 1 года назад

OXPAHA-sxs-grup-2009

(Имя скрыто) (Отч. скрыто) (Фам. скрыта)
популярность:
109796 место -28↓
рейтинг 1 ?
Портрет заполнен на 68%

    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 0

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
Блог   >  

Проверки исполнения законодательст...

  09.03.2010 в 00:25   271  

Проверки исполнения законодательства об оружии

А. ВИНОКУРОВ

А. Винокуров, прокурор отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Московской транспортной прокуратуры.

В связи с распространением гражданского огнестрельного, а также служебного и боевого оружия среди населения, принявшим в последние годы опасный характер, и ростом тяжких и иных преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, возрастает роль прокурорского надзора за исполнением законодательства об оружии.

Государственный контроль за соблюдением законодательства об оружии, за оборотом оружия возложен на лицензионно - разрешительные службы органов внутренних дел (службы, отделы, группы), которые выполняют широкий комплекс мероприятий, связанных с выдачей и отзывом (лишением) лицензий (разрешений) на право приобретения (владения), хранения, ношения оружия, занятия частной охранной и детективной деятельностью, регистрацией, перерегистрацией и учетом оружия, с проверками правил хранения и оформлением материалов (протоколов об административных правонарушениях) на нарушителей этих правил.

Предпосылками успешного осуществления надзора за исполнением законодательства об оружии органами лицензионно - разрешительной службы (далее - служба) в первую очередь являются хорошее знание прокурорами этого законодательства, практики его применения, своевременное получение информации о его нарушении, владение методикой проведения прокурорских проверок исполнения этого законодательства. Основным нормативным актом, наиболее полно регулирующим общественные отношения в области оборота огнестрельного оружия, т.е. его производство, продажу, приобретение, учет, хранение, ввоз, вывоз, применение, изъятие и т.д., является Закон РФ "Об оружии" от 20 мая 1993 г. В связи с этим при проведении проверок в службах прокурор обращает особое внимание на исполнение предписаний именно этого Закона.

Служба является структурным подразделением органов внутренних дел, и поэтому работники службы руководствуются Законом РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями), "Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 октября 1991 г. N 557 (с последующими изменениями и дополнениями).

Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 г. закрепляет правовое положение частных детективных и охранных структур, в том числе порядок получения и отзыва лицензий, приобретения огнестрельного оружия и основания его применения. Исполнение этого Закона контролируется службами.

При составлении протоколов об административных правонарушениях, изъятии оружия работники службы действуют в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Положения Закона РФ "Об оружии" детализируются в Постановлении Правительства РФ от 2 декабря 1993 г. N 1256 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "Об оружии". Этим постановлением утверждены "Правила оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федерации" и "Положение о порядке ведения Государственного кадастра служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему".

Службы руководствуются также приказами министра внутренних дел от 30 декабря 1993 г. N 609 "О мерах по реализации Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1993 г. N 1256", которым утверждена "Инструкция о работе органов внутренних дел по контролю за оборотом служебного и гражданского оружия", и от 25 июля 1994 г. N 356 "О дальнейших мерах по обеспечению исполнения органами внутренних дел законодательства Российской Федерации об оружии". Эти и другие ведомственные акты необходимо учитывать прокурору в ходе проверок.

Проверки в службах проводятся прокурорами в связи со сведениями о нарушении законодательства об оружии. Прокуроры обычно получают их из устных и письменных обращений граждан, из сообщений печати, радио, телевидения, в ходе проведения других проверок исполнения законов, при ознакомлении со статистическими отчетами. Соответствующая информация может быть получена прокурором в процессе осуществления надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, и в частности - при изучении уголовных дел, связанных с применением огнестрельного оружия.

Деловые контакты прокуроров с органами внутренних дел, другими правоохранительными, представительными, исполнительными и органами контроля, поддержание связей с общественностью и их объединениями позволяют получать разностороннюю информацию о нарушениях законодательства об оружии.

Содержание и объем проверки в службе, перечень выясняемых вопросов зависят от характера сведений о нарушении законодательства об оружии. В этом смысле каждая проверка имеет свою специфику и, следовательно, является индивидуальной.

Перед началом проверки в службе желательно ознакомиться с находящимися в управлении, отделе (отделении) внутренних дел жалобами и заявлениями граждан, письмами руководителей предприятий и других юридических лиц в связи с нарушениями законодательства об оружии и оценить законность принятых по этим обращениям решений.

В службах ведется алфавитный учет владельцев оружия, предметный учет по видам (маркам) оружия, учет выданных лицензий на право приобретения, хранения и ношения огнестрельного оружия. Во многих службах налажен компьютерный учет оружия. Заводятся также личные дела владельцев оружия. В связи с этим в ходе проверок необходимо ознакомиться с журналом учета владельцев оружия, журналом алфавитного учета владельцев гражданского гладкоствольного оружия, журналом классификации оружия, журналом учета владельцев лицензий на частную детективную и охранную деятельность, другими журналами, учетными карточками, личными делами владельцев оружия, с данными компьютерного учета.

Может возникнуть необходимость ознакомления с заявлениями на выдачу лицензий (разрешений) на приобретение, хранение и ношение оружия, его продажу, частную охранную и детективную деятельность, на создание частного охранного предприятия, объединения частных детективных предприятий, на право приобретения и ношения газового оружия самообороны и с другими заявлениями, заданиями участковым инспекторам о проведении проверок в связи с этими заявлениями и их рапортами о результатах проверок, корешками лицензий и журналами учета выданных лицензий, с графиками (планами) проверок соблюдения правил хранения и применения оружия, с актами проверок, книгой осмотра вооружения, протоколами об административных правонарушениях, составленных как сотрудниками службы, так и участковыми инспекторами или другими работниками ОВД, а также с жалобами и заявлениями граждан в управление, отдел (отделение) внутренних дел.

В процессе проверок прокурор, ознакомившись с перечисленными и другими материалами, беседуя с сотрудниками службы и при необходимости с другими лицами, причастными к хранению, ношению и использованию оружия, и истребуя от них объяснения, может выяснять следующие вопросы.

Надлежащим ли образом организован учет огнестрельного оружия? В журнале учета владельцев оружия, других журналах и карточках учета помимо анкетных данных и места проживания владельцев оружия указываются номер оружия, его марка и калибр, вид оружия (боевое, служебное, гражданское, в том числе газовое), номер и срок действия разрешения. При этом необходимо обратить внимание, не закончился ли срок действия разрешения (лицензии). В случае, когда срок закончился, следует поинтересоваться, не продлен ли он, а если не продлен, то почему и какие в связи с этим действия предприняты службой. В соответствии со ст. 9 Закона "Об оружии" установлены сроки действия лицензий на приобретение оружия - шесть месяцев со дня выдачи лицензии, а на производство и продажу - три года. Лицензия на производство оружия выдается Государственным комитетом РФ по оборонным отраслям промышленности. Срок действия лицензии на производство и продажу оружия может быть продлен на пять лет по заявлению владельца лицензии. Что касается юридических лиц, то им разрешение на право хранения и использования оружия выдается сроком на пять лет. При регистрации гражданином приобретенного огнестрельного оружия ему выдается разрешение на хранение и ношение этого оружия сроком на пять лет.

В установленные ли сроки (не более месяца) рассматриваются заявления о выдаче лицензий на право приобретения оружия, его продажу, занятие частной детективной и охранной деятельностью, на создание частного охранного предприятия и другие виды деятельности, связанные с владением, хранением, ношением и применением оружия; проводятся ли при этом соответствующие проверки, в том числе с привлечением участковых инспекторов, и соответствуют ли закону принимаемые решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии (разрешения)? Лицензии на приобретение оружия не выдаются лицам, дважды в течение года совершившим административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и порядок управления, либо злоупотребляющим спиртными напитками; потребляющим наркотики и токсичные вещества; состоящим на учете по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; имеющим заболевания или физические недостатки, которые препятствуют обеспечению правильного обращения с оружием; имеющим непогашенную судимость за тяжкое преступление или преступление, связанное с применением огнестрельного оружия; отбывающим уголовное наказание, не имеющим постоянного места жительства, а также лицам, не достигшим 18-летнего возраста (ст. 13 Закона "Об оружии"). Гражданин, пожелавший приобрести оружие, должен поступить на платные курсы, создаваемые органами внутренних дел, изучить соответствующие правила обращения с оружием, сдать зачет и представить наряду с другими документами справку о сдаче зачета.

Соблюдаются ли правила регистрации и перерегистрации огнестрельного оружия? Оружие регистрируется не позднее двух недель со дня его приобретения (покупки). Корешок лицензии на право приобретения гражданского (охотничьего) оружия остается в магазине. На лицензии ставится штамп магазина с указанием даты продажи оружия. О продаже оружия магазин в трехдневный срок обязан сообщить в орган внутренних дел. Для приобретения гражданского (охотничьего) оружия вначале необходимо вступить в общество охотников. При смене владельца оружие подлежит перерегистрации. Для этого новый владелец подает заявление. Владелец оружия обязан сообщать в службу об изменении места жительства. Оружие может быть продано гражданином через предприятие, имеющее лицензию на его продажу, с предварительным уведомлением об этом органа внутренних дел либо продано гражданином самостоятельно после перерегистрации по месту учета этого оружия лицу, имеющему лицензию на приобретение оружия. Юридические лица вправе продавать находящееся у них на законных основаниях оружие через предприятия, имеющие лицензию на продажу (ст. 22 Закона "Об оружии").

Составлен ли график или план проверок соблюдения правил хранения, ношения и применения огнестрельного оружия на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих службы охраны, и как он выполняется; вносились ли письменные предписания в эти органы об устранении нарушений законодательства об оружии и осуществлялся ли контроль за их реализацией? В соответствии с ведомственными актами сотрудники службы не реже одного раза в квартал обязаны проводить проверки на предприятиях и в других органах, хранящих и использующих оружие, с составлением актов, копии которых направляются руководителям предприятий.

Не было ли фактов уклонения граждан и юридических лиц от регистрации огнестрельного оружия, случаев утери оружия, его краж или хищений? Какие в связи с этим принимались меры службой; полнота и законность этих мер?

На законном ли основании аннулируются лицензии и разрешения на продажу, приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия? В соответствии со ст. 26 Закона "Об оружии" основаниями аннулирования подобных лицензий и разрешений являются: добровольный отказ от лицензии или разрешения либо ликвидация предприятия, учреждения, организации; систематическое нарушение юридическими и физическими лицами требований и правил, регулирующих оборот оружия; возникновение обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии, разрешения.

На законном ли основании проводится изъятие огнестрельного оружия у владельцев, составляются ли при этом соответствующие протоколы и вручаются ли их копии владельцам? Оружие может быть изъято у лиц, не имеющих лицензии (разрешения) на его владение, в том числе и оружие, находящееся в розыске, или в случаях, когда срок действия лицензии или разрешения просрочен; при аннулировании лицензий и разрешений на хранение и ношение оружия; при нарушении правил хранения, ношения и применения оружия; при совершении административных правонарушений и преступлений с применением оружия, а также в случае смерти владельца оружия. Необходимо также выяснить, какова судьба изъятого оружия. Оно может быть возвращено владельцу, продано с возвращением суммы продажи (выручки) владельцу или конфисковано.

Во всех ли случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 172 - 175 КоАП РСФСР, нарушители привлекаются к административной ответственности. Поскольку правом применения административных санкций к виновным за совершение нарушений законодательства об оружии обладают административные комиссии при муниципальной (городской) администрации, следует поинтересоваться, направляются ли в эти органы через начальника управления, отдела (отделения) внутренних дел административные дела и каковы результаты их рассмотрения.

Передаются ли материалы о действиях, содержащих признаки преступлений (браконьерство, незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия и другие составы преступлений), следственным подразделениям? Важно узнать, ведется ли службой учет административных правонарушений и какое количество правонарушений совершено за проверяемый период по сравнению с предшествующим. Если число правонарушений возросло, то необходимо выяснить, чем это вызвано.

В случае необходимости прокурор выясняет также: организована ли на предприятиях, в учреждениях и организациях подготовка лиц, имеющих право на оружие, к действиям, связанным с применением огнестрельного оружия, и осуществляет ли служба контроль за этой подготовкой, проводятся ли периодические проверки работников на пригодность к применению оружия, выдается ли им удостоверение на право хранения и ношения оружия.

Если ранее начальнику органа внутренних дел вносились представления в связи с нарушениями законодательства об оружии, то необходимо удостовериться, отменены ли незаконные акты и устранены ли нарушения законов.

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

(утв. ВС РСФСР 20.06.1984)

ЗАКОН РСФСР от 18.04.1991 N 1026-1

"О МИЛИЦИИ"

ЗАКОН РФ от 11.03.1992 N 2487-1

"О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ"

ЗАКОН РФ от 20.05.1993 N 4992-1

"ОБ ОРУЖИИ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 22.10.1991 N 557

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.12.1993 N 1256

"О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОРУЖИИ"

(вместе с "ПРАВИЛАМИ ОБОРОТА СЛУЖЕБНОГО И ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ И

БОЕПРИПАСОВ К НЕМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ

ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА СЛУЖЕБНОГО И ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ

И БОЕПРИПАСОВ К НЕМУ", "ПЕРЕЧНЕМ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ

НЕДОСТАТКОВ, ПРИ КОТОРЫХ ЛИЦЕНЗИЯ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ СЛУЖЕБНОГО И

ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ ГРАЖДАНАМ НЕ ВЫДАЕТСЯ")

ПРИКАЗ МВД РФ от 30.12.1993 N 609

"О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ - ПРАВИ-

ТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 02.12.93 Г. N 1256"

(вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ О РАБОТЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО КОНТРОЛЮ

ЗА ОБОРОТОМ СЛУЖЕБНОГО И ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ")

ПРИКАЗ МВД РФ от 25.07.1994 N 356

"О ДАЛЬНЕЙШИХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОРУЖИИ"

(вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА, ХРАНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ

ЛИЦЕНЗИЙ НА ПРАВО ПРОДАЖИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО И ГРАЖДАНСКОГО

ОРУЖИЯ И ЕГО ВВОЗА НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫВОЗА ИЗ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ,

ПОСТУПАЮЩИХ ЗА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИЙ")

Законность, N 9, 1996